Рост людей, живших до начала истории, был около трёх метров. Предания об этом пересказываются на разный лад в разных странах: вспомним греческих гигантов, германских турсов, индийских асуров и даже библейского Голиафа. Вот и под Рязанью жили свои гиганты…

Усыпальница Добрыни

Река Ока богата островами: по всему её протяжению их больше трёх сотен. Интересно, что у многих одно и то же название: например, острова Бык и Барашек есть и в Рязанской, и в Калужской областях. А уж названия вроде Ближний или Северный и на названия-то не похожи — так, имена нарицательные. Но вот Богатырёвыми называют совершенно особый тип островов: которые торчат, «как шапки» (так писали краеведы в 1960-х годах), как бы высовываясь из воды на высоких берегах и далее формируя пирамиду. Словом, формой получается не остров, а шапка стрельца. Таких островов на Оке масса, и все Богатырёвы. Однако у острова, лежащего при впадении Пры в Оку, название уточняется до конкретного богатыря.

Остров тот — Добрынин. Он небольшой и небогатырских габаритов: 28 метров в диаметре, в самой высокой части, впрочем, поднимается над водой почти на восемь метров. У воды остров зарос, как джунглями, ивняком, с которого свисают плети бешеного огурца. Далее берег резко поднимается, обнажая песок и глину, на которой уже ничего не растёт. Но теоретически, если суметь доплыть сюда и пробраться на песчаный пляжик на самой вершине, можно провести отличный летний день в полном уединении. Вокруг будут только реки Ока и Пра где с одной стороны лес, а с другой — луга.

Естественно, легенда связывает остров с именем Добрыни Никитича, ехавшего через эти места в Муром — к Илюше-другу в гости. На острове он решил заночевать. В это же время, будто предчувствуя что-то, Илья Муромец выехал встречать друга: боялся, что тот ночью заблудится. Добрыня-то выспался, а утром проснулся — сам к земле прижат, а над ним громадный медведь. «Заломает!» — подумал Добрыня, а Илюша метнул палицу с полпути от Мурома до того места и наповал его убил. И с тех пор остров, который был когда-то, судя по этой легенде, Медвежьим, стал Добрыниным. Некоторые говорят даже, что и сам былинный Добрыня Никитич похоронен здесь, в глубине острова. Как-никак, тут и малая родина героя, ведь родился он под Шиловом, если верить здешним краеведам.

Дмитрий Бантле. «Панорама города» № 48 (1226)

Продолжение цикла «Где жили Рязанские великаны» читайте в статьях Балуши в Борках и Великанова Постель.

Добавить комментарий