Музыкальный сборник рок-эстрады Советская психоделика

В 2016 году, фирма «Мелодия» представила в интернете сборник советской психоделической музыки 60-80-х годов «Советская психоделика», приоткрывающий для неискушенного зрителя дверь в мир удивительного культурного наследия советских лет, о котором сегодня почти забыли. Советская эстрада не была ограничена двумя десятками имён, которые сегодня у всех на слуху. Исполнителей было много, и играли они музыку самую разнообразную. Это была особая музыкальная вселенная, часто созвучная тому, что играли на Западе.

У поколения, не заставшего советской эстрады, сложилось представление основанное на репертуаре сегодняшних ретро-радиостанций. Набившие оскомину ретро-хиты вперемешку с итальянскими шлягерами по выходным доносятся с каждого дачного участка вместе с запахом барбекю. Но, временами, в Интернете мелькает что-то забытое и оригинальное, что слушаешь — и удивляешься.

Так в 2010 году мир открыл для себя Эдуарда Хиля. Многие россияне из поколения миллениалов тогда впервые узнали о Хиле как о «мистере Трололо». Последние годы жизни певец провёл, купаясь в лучах славы. Но в репертуар наших ретро-радиостанций почему-то так и не попал. И подобных открытий неискушенному в советской эстраде слушателю предстоит сделать ещё немало.

«Легкий бриз степных просторов, мощь гор и шелест листвы, гул лесов и робкое биение сердца, дыхание эпохи, воспетые в ритме ХХ века, — всё это песни — произведения студенческого коллектива «Дос-Мукасан», — писала в 1973 году казахская газета «Ленинская молодёжь» об игре местного ансамбля. В Берлине, на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в тот год «Дос-Мукасан» был награждён золотой медалью.

Авангардная, альтернативная музыка, которую они исполняли, за бугром была известна как психоделический рок. Слушая эту казахскую группу, представляется, что история могла бы пойти по альтернативному пути наравне с Pink Floyd и Джимом Моррисоном.

Кстати, туркменский ансамбль «Гунеш», использующий для соло-проигрышей вместо гитары этнический струнный инструмент — дутар. Хотелось-бы чтобы дутар стал международным символом свободы и рок-н-ролла и его можно было-бы встретить на вывесках всех баров от Лос-Анджелеса до Камчатки. Вместо Вудстока все бы поехали на новый Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

То, что сегодня ассоциируется с западной цивилизацией, в самых причудливых формах пробивалось в страны соцлагеря с прямо-таки мистическим упорством. Кто-то считал, что рок-н-ролл — это секретное оружие Госдепа, а кто-то его в это время исполнял и вносил свой вклад в его развитие.

«Советская психоделика» охватывает практически все уголки соцлагеря, включая Прибалтику, Украину, Среднюю Азию, Польшу и Кавказ. Тбилисский коллектив «Иверия» представлен ранней композицией «Песня о Грузии». Полезно напомнить всем, что, помимо песни из «Аргонавтов», у этого коллектива есть и другие записи.

Нельзя подгонять под одно клише целую эпоху, ограничивать представления о ней десятком-другим музыкальных хитов. «Советская психоделика» напоминает нам о том, что пытаться уложить определённый пласт культуры и жизни страны в одну пластинку практически невозможно.

В альбом вошли такие исполнители и коллективы как: Аракс, Феликс Иванов, Геннадий Трофимов, Поющие гитары, Тайфуны, Нина Урбано, Оркестр Госкино СССР, Арника, Магнетик Бенд, Гуннар Грапс, Большой оркестр легкой музыки п/у Юозаса Домаркаса, Арунас Дикчюс, Дос-Мукасан, Тасхан Нарбаева, Гунеш, Иверия, Ансамбль п/у Яана Кумана.

Сборник составлен ведущей радиостанции «Серебряный Дождь» Люсей Грин.

Добавить комментарий