"Советское" аниме - Летающий Корабль-призрак / Sora tobu yûreisen (1969 Хироси Икэда)

Японский аниме мультфильм «Летающий корабль-призрак» (экранизация одноимённой манги) замечателен тем, что появился одним из первых в Советском Союзе. То-есть с его показа более 50-ти лет назад начался отсчёт культуре поклонников аниме в СССР и России в общем. Воспитанным на анимированных русских народных сказках, зверушках, пионерах, — зрителям было в диковинку смотреть аниме с фантастикой, ужасами, элементами боевика и мелодрамы, с разнообразными роботами скелетами и прочей экзотикой. Японский «Корабль-призрак» 1961 года оказался именно таким удивительным экземпляром. Есть подозрения, что даже матёрые поклонники аниме никогда не слышали о таком фильме. Он имеет много интерпретаций названия (Летающий Корабль-призрак / Sora tobu yûreisen / Sora Tobu Yuurei Sen / Flying Phantom Ship / Ghost Ship) и снят задолго до «Ходячего замка», «Тоторо», Дома с привидениями» и других популярных ныне шедевров.

В картине было всё что-бы завоевать внимание неискушённого советского зрителя. Отважный главный герой, школьник Хаято, который боролся с мировым злом, его трагическая жизненная история. Верный друг и помощник — пёс Джек. Средневековые корабли, морские чудища, супермощное лазерное оружие, футуристические технологии, современные роботы, семейные тайны и мировые катаклизмы.

Сейчас мультфильм может выглядеть наивным с точки зрения графики, сюжетных ходов, но он сейчас поразительно актуален. Конечно, тогда школьники не интересовались теневой экономикой, коррупцией, мировыми корпорациями. А что-же происходит в мультике?! Злодеем оказывается не бездушный робот, а добродушный, н6а первый взгляд бизнесмен Курасио, который в погоне за прибылью готов уничтожить всех. Он верховодит в городе — получает госзаказы, казнит начальника обороны. И робот, разрушивший дома и уничтоживший множество мирных жителей — порождение его лаборатории. Есть и другой злодей, получающий сверхприбыли и поставляющий жуткое пойло, растворяющее людей. Агрессивная реклама: «Собери тысячу крышечек от бутылок и ты сможешь получить подводное путешествие», с навязчивой рекламой в стиле «дикого запада» — это уже прямой намек на Кока-колу без обиняков. Показано, какой силой может обладать информационная пропаганда, которую можно использовать как оружие невероятной силы.

Здесь и отсылки к СССР, и коррупция в японском чиновничьем клане, и американоподобное общество потребления. Фильм носит ярко выраженную антикапиталистическую, антимилитаристическую направленность, а сюжет его глубоко философский. В финале понимаем, кем на самом деле оказывается капитан-скелет и понимаем, что его корабль-призрак не враг человечества, а напротив — спаситель от истинного врага.

Добавить комментарий